С трудностями организации обучения в семье сталкиваются, как те родители, которые только начинают свой путь в обучении детей, так и те, кто уже не первый год обучает ребенка вне школы. Один из частых запросов в консультационную службу IBSL, это помощь в формировании индивидуального графика хоумсулера, и в этой статье мы рассмотрим принципы формирования расписания семьи при организации обучения вне школы.
Основной плюс образования в семье – это гибкость, с которой можно выстраивать процесс обучения, поэтому вам больше не нужно будет подстраиваться под скорость подачи материала и под расписание школы.
КАК МОЖНО УЧИТЬ РАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ.
Для удобства можно разделить все предметы на три условные группы:
Предметы, требующие регулярной работы. Обычно к ним относят в первую очередь русский, математику и иностранный язык. Освоение этих предметов невозможно без системной работы, поэтому при планировании стоит закрепить за ними время 3-5 раз в неделю. Если такими предметами ребенок занимается самостоятельно или с родителями, то удобно подобрать учебник и рабочую тетрадь, договориться об объеме заданий на день (или неделю). Например, каждый день решать страницу из рабочей тетради по математике, если что-то не получается – подходишь разбираем. Тогда и ребенок, и родитель знают заранее, что именно запланировано, от родителя не нужно каждый раз делать подборку заданий, это хорошо экономит время родителя.
Предметы, которые особенно интересны ребенкуПредмет, который интересует ребенка, изучается постоянно, на протяжении всего года. Выбор форм занятий может быть гораздо шире, чем для предметов, по которым просто нужно сдать аттестацию. Очень удачная практика, когда по таким предметам есть подходящий кружок, секция, возможны поездки в летние или выездные лагеря. Ну и конечно музеи, книги, фильмы, участие в конкурсах, проектные работы, в общем все что будет погружать в соответствующую среду, помогать разобраться «мое/не мое». Совершенно нормально, если ребенок сменит довольно много таких сфер за несколько лет. Но важно задавать вопросы, о причинах смены сферы интересов и с особым вниманием относиться к причинам, связанным со сменой интересов из-за неудачи (например: проиграл в конкурсе и потерял интерес к истории) или из-за сложностей во взаимоотношениях (например: не буду больше ходить на кружок, потому что поссорился с ребятами). Такого рода затруднения важно проговаривать с ребенком, поддерживать развитие навыка принятия неудач и поиск способов разрешения конфликтов.
Примерно в 8 классе стоит определиться с предметами ОГЭ (и они же, скорее всего ЕГЭ). Это русский и математика плюс два предмета по выбору и начать более системную работу по этим предметам. Особенно эта рекомендация важна для анскулеров, которые являются гражданами РФ и по закону все же должны будут сдать экзамены в 9 классе.
Предметы, которые нужны для сдачи аттестацийОдна из главных проблем с такими предметами – знание, которое не используется, забывается. Поэтому очень удобная форма для изучения таких предметов – погружение. Когда в течение месяца-полутора изучается годовая программа по предмету и сразу сдается аттестация. Особенно этот порядок удобен, после 5 класса, когда количество предметов увеличивается с каждым годом. Если же по каким-то причинам погружение не подходит, то хорошо закреплять за предметом день в неделе и продумывать, как фиксировать пройденное, чтобы можно было легко восстановить в памяти, например рисовать майнд карты, делать карточки или конспекты.
Таким образом стратегия обучения по каждой группе предметов будет отличаться.
КАК ФОРМИРОВАТЬ РАСПИСАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОМА. Очень часто формированию удобного расписания мешает представление, что обучение должно идти заранее установленными временными промежутками, например по 45 минут и в течение дня ребенок должен успеть изучить несколько предметов, то есть примерно, как в школе. Конечно, этот вариант тоже можно пробовать, но не ограничивайтесь им. А как можно еще?
Не забываем, что единица планирования – это учебный год. В течение этого времени есть набор предметов, которые должны быть сданы, либо по триместрам (у заочников), либо в конце года (на семейном образовании). С учетом гибкого подхода, мы можем менять расписание и нагрузку в течение учебного года в соответствии с сезонностью, учитывая поездки, семейные и личные особенности членов семьи.
Например: если вы живете в загородном поселке, в который во время каникул приезжают друзья вашего ребенка и вы знаете, что он в эти периоды особенно много общается и гуляет, тогда для вас будет важным чтобы каникулы вашего ребенка совпадали с традиционными каникулами в школе. Если же такой зависимости нет – периоды каникул вашего ребенка могут совпадать с путешествиями семьи или еще какими-то периодами, когда вы видите, что нужно сделать перерыв.
Распределяя периоды отдыха и учебы, соотнесите периоды учебы с учебным материалом. Для этого наблюдайте и отмечайте для себя сколько тем (или параграфов учебника) ребенок проходит, например за месяц? У всех детей разный темп, попробуйте учесть возможности ребенка. Есть дети, для которых очень важен медленный темп в учебе: понемногу занятий каждый день, формирует у них гораздо лучшие результаты, чем многочасовые погружения. К тому же, чем младше ребенок, тем важнее заниматься регулярно, потому что так вы закладываете привычку к умственной работе, тренируете навык концентрации.
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РАСПИСАНИЯ.
1. Не пытайтесь ввести сразу много новых привычек одновременноЕсли обычно ваша семья встает около 10 часов, не нужно писать в расписание, что уроки у вас начинаются в 9 или даже в 8 часов. Это будет создавать дополнительное напряжение для вас и для ребенка и отнимать много сил. Если же видите, что без новой привычки не обойтись – вводите новые постепенно.
2. Назначайте пробный срок (адаптационный период)Смысл в том, что в течение этого срока вы не оцениваете ни свою способность следовать новому, ни само нововведение слишком критично, потому что вы ведь пробуете.
Например, вы решили, что будете 2 раза в неделю смотреть и обсуждать всей семьей фильм по историческим событиям. Отлично, но в этот раз папа занят на работе. Ок, мы смотрим вместе с ребенком, но без папы обсуждение вообще не получилось и кажется, что опыт получился не очень. Но мы же договорились, что 2 месяца – привыкаем, у нас пробный период. Поэтому мы не записываем практику в провальную, а просто смотрим, что можно немного изменить, чтобы практика прижилась? А если папа опять не сможет, может быть просто мама с сыном смотрят исторический фильм, а потом рассказывают папе?
Важно, чтобы в течение всего пробного срока вы возвращались к намеченному, не ругали себя, если не получилось, и продолжали экспериментировать и адаптировать новую практику для вашей семьи.
3. Коллекционируйте идеи.Лучше где-то на видном месте, например здорово если у вас есть майнд карта про обучение на видном месте, и прямо на карте можно рисовать и что-то дописывать, или прикреплять стикеры, например список мест, куда можно сходить для большего погружения в предмет, список фильмов, идеи проектов, любопытные методы запоминания и т.д.
Может быть, именно сейчас у вас нет ресурса на реализацию какой-то понравившейся идеи, или вашему ребенку она не подходит по возрасту. Но если у вас будет «копилка идей», куда вы время от времени заглядываете, то хорошая идея не забудется и не потеряется, а будет реализована, когда придет ее время.
4. Не стремитесь закрыть все пробелы. Мы часто слышали с детства метафору про образование, как дом с фундаментом и крепкими стенами. Убеждения, следующие из этой метафоры: что нужно обязательно закрыть «пробелы», иначе «дом рухнет». Для некоторых ситуаций это действительно очень важно, но иногда больше похоже на битву с ветряными мельницами. Поэтому важнее учить ребенка осознавать, где пробел, который сейчас мешает двигаться дальше, и находить способы закрывать такие пробелы.
5. Учите гуглить. Навык работы с информацией сейчас – это основа самостоятельности в обучении. И успешное обучение невозможно без умения искать нужные для учебы материалы в интернете, поэтому уделяйте время объяснениям, что именно вы вбиваете в строку поиска, почему именно эти слова, как отбираете статьи для чтения, видео для просмотра. Обсуждайте это с ребенком, и спустя некоторое время увидите, что эти простые действия приносят плоды.
Именно так, по крупинкам, можно собрать расписание своей семьи и индивидуальный образовательный маршрут для своего ребенка. Это очень увлекательная, но и подчас довольно сложная задача. Ведь важно, с одной стороны, не перегрузить ребенка, учесть необходимые условия для развития навыков общения, задать условия для формирования самостоятельности при обучении и при этом не выгореть самому родителю и это - настоящее искусство.